Невозможно? Нет такого слова!
Мак Лоу положил перед ней мобайл, на экранчике которого было два коротких текста:

*********************************
Культурный прогресс: Постоянное превращение средств деятельности в ее цели, а целей — в средства. Духовная жизнь возникает, как средство поддержки материальной практики, но, достигая самоценности, порождает такие феномены, как искусство, религия и наука.
*********************************
Паранойя: психическое нарушение, порождающее связную систему сверхценных идей, имеющих характер бреда. Такая система представляет собой нормальное логическое построение, выведенное, однако, из патологических (бредовых) базовых предпосылок.
*********************************

— Гм, — Жанна постучала ногтем по экранчику, — Наука тоже попала в реестр патологий?
— Да, в той мере, в которой она является самоценным феноменом.
— А если как–то попроще, для домохозяек?
— Тогда просто ответь на вопрос: что такое наука?
— Наука? Ну… Это когда что–то изучают.
— Если я изучаю узор на кофейной гуще на дне своей чашки – это наука?
— Видимо, нет.
— А если я изучаю генеалогическое древо королей средневековой Европы?
— Видимо, да. По крайней мере, я читала про Меровингов в каком–то научном журнале.
— Жанна, для тебя имеет значение, был ли Карл Великий сыном Пипина Короткого?
— Гм… Для меня, допустим, не имеет, но для историков это, может быть, важно.
— А для кого–нибудь кроме историков?
— Сомневаюсь, — призналась она.
— Тогда с какой целью историки это изучают?
— Ну… Чтобы узнать, как было дело. Им это интересно.
— А мне интересен узор на кофейной гуще. Почему это не наука?
— ОК, считай, что твоя гуща – тоже наука.
— Такая же наука, как, механика или биохимия, которыми я тоже занимаюсь?
— Разумеется, нет! Это – серьезные занятия, а гуща – это научное хобби.

Мак Лоу удовлетворенно кивнул и закурил принесенную Нитро сигару.

— Следовательно, науки делятся на серьезные и чепуховые.
— Зачем обязательно все делить? – спросила Жанна.
— Чтобы общество не путало кофейную гущу с серьезными вещами и не слушало всяких культуртрегеров, дающих советы из сочинений древних ближневосточных эпилептиков.

Жанна задумчиво побарабанила кончиками пальцев по столу.

— А если общество хочет выслушать и ученых, и культуртрегеров, и узнать обе позиции, чтобы сделать осознанный выбор в условиях состязательности сторон?

— Правильный подход! — воскликнул Мак Лоу, — Если общество платит неким людям за нематериальную деятельность, то они обязаны объяснить обществу: что оно получит за эти деньги. Как в бизнес–проекте: вот инвестиции, вот период, вот отдача. Только так! Болтовня об улучшении нравов, вечных ценностях или поиске истины – не в счет! Если вы можете улучшить нравы — покажите кривую падения преступности. Если у вас есть вечные ценности – предъявите независимую оценку в фунтах или долларах. А если вы ищете истину – то расскажите об эффекте от ее применения к инженерным задачам.


Канадка снова отстучала кончиками пальцев на столе ритм марша.

— На счет нравов, я согласна. Ни одна педагогическая или религиозная систем нравы не улучшила. О вечных ценностях: это намек, что они — фикция. Но как быть с истиной?
— Истина – тоже фикция, — ответил Мак Лоу, — Культовый объект. Кофейная гуща. Ее не существует. Если ученый начинает заниматься такой чепухой, как поиск истины, то его наука становится самоценной, и пусть он сам за нее платит. Ты не задумывалась о том, почему многие крупные физики в какой–то момент докатились до такого маразма, как толкование священных книг? Это — синдром поиска истины. Устав искать то, чего нет в природе, человек начинает искать это в метафизике, и становится слюнявым идиотом.
— Ты – убежденный противник религии? – спросила Жанна.
— Ни в коем случае! Я прекрасно отношусь к религии. Обе мои жены очень религиозны. Они празднуют все праздники, совершают красивые ритуалы. Это здорово помогает в жизни. Ты же читала определения. Там все правильно. Искусство, религия и наука – это полезные штуки, до тех пор, пока они направлены на материальную практику. Но, если они становятся самодостаточными, то от них один вред. Они становятся паразитами на материально–информационной базе общества. Т.н. «культурный прогресс» — это ни что иное, как информационная дегенерация. Религия превращается в педагогику, наука – в культ фантомной истины, а интеллектуал — в болтливого дегенерата, в интеллигента…

@темы: Жизненное, Работа, Бойся чужака мутанта еретика

Комментарии
14.05.2010 в 16:29

Рыцарь со страхом и упрёком. // NULLA DIES SINE DIEI IRAE // N'Ayez pas peur de soufrir le futur nous attend. // Утка подгорает!
Искусство, религия и наука – это полезные штуки, до тех пор, пока они направлены на материальную практику.
ППКС! Полностью согласен!
14.05.2010 в 16:47

Манул Шрёдингера
Узнаю брата Колю.© У Розова всегда превыше всего материальная практика, причём в вульгарной форме. Доктора Опира из "ХВВ" он мне напоминает.
14.05.2010 в 22:18

Невозможно? Нет такого слова!
RBS_Vader превыше всего материальная практика, причём в вульгарной форме - ну и как это выражение понимать?
14.05.2010 в 22:28

Манул Шрёдингера
Big Lynx, а это когда дальше ВКУСНО ЖРАТ @ СЛАДКО ТРАХАТЬСЯ мысль практически не идёт. А если и идёт - то только для этого самого, чтобы побольше и послаще. У него в "Голоде Богов" эта линия последовательнейшим образом проводится. Поиск нового знания он там объявляет не потребностью, а проклятием, угу. Я пирамиду Маслоу вспоминать не буду, дурной тон нынче, но, по-моему, достаточно показательно. А уж про его подход к фундаментальной науке... Прямым текстом пишется про бизнес-проект, инвестиции и прочие эффективные словеса. Интересно только, как он будет подсчитывать бизнес-отдачу от БАК или Хаббла, к примеру?
14.05.2010 в 22:33

сто тыщ новых моделей мобильников и инновационные презервативы с 3D-эффектом
14.05.2010 в 23:09

Рыцарь со страхом и упрёком. // NULLA DIES SINE DIEI IRAE // N'Ayez pas peur de soufrir le futur nous attend. // Утка подгорает!
БАК или Хаббла
Э-э-э. Что может быть практичнее ускорителя частиц или орбитального телескопа. Прикладная наука - прикладнее некуда.
Телескоп - это прямое совершенствование оптических систем, приводов и прочей автоматики. А БАК - вдруг новый сверхтяжелый элемент окажется устойчивым? Уж насчёт практического использования ITER сомнений нет?
14.05.2010 в 23:37

Манул Шрёдингера
inquisitor, насчет ITER нет сомнений, конечно. Термояд можно и нужно отрабатывать. Более того, не такими темпами, как сейчас. По остальному они же нам практически с гарантией возразят: вложений, мол, больше чем отдачи. И правильно, зачем обществу эти ваши многомиллиардные БАКи? Я эту породу знаю: сегодня ей уступишь в малом, завтра оттяпают остальное, под предлогом того, что у нас на прилавках 25 сортов колбасы, а надо бы 50, никак нельзя пожертвовать ради какой-то там науки - об-щес-тво обязывает! Перманентное расширение первого уровня пирамиды по Маслоу, будь он неладен.
14.05.2010 в 23:42

Невозможно? Нет такого слова!
RBS_Vader Я эту породу знаю: сегодня ей уступишь в малом, завтра оттяпают остальное, под предлогом того, что у нас на прилавках 25 сортов колбасы, а надо бы 50, никак нельзя пожертвовать ради какой-то там науки - об-щес-тво обязывает!
Точно. И любые жертвы тут же ведут к конфликту.
Не от этого играть надо...

Что касается Хаббла - уж извини, я бы его променял на хоть какой-то прогресс в конструкционных материалах. Ибо НУЖНЕЕ.
14.05.2010 в 23:48

Рыцарь со страхом и упрёком. // NULLA DIES SINE DIEI IRAE // N'Ayez pas peur de soufrir le futur nous attend. // Утка подгорает!
что у нас на прилавках 25 сортов колбасы, а надо бы 50
Хотел бы я увидеть на прилавках хотя бы один сорт съедобной для меня колбасы... А то ведь химия несусветная... Нутро от неё болит...
Расширение первого уровня пирамиды чисто иллюзорное. Если бы оно расширялось для всех. Так ведь лишь для избранных...
14.05.2010 в 23:49

Манул Шрёдингера
Не от этого играть надо...

Угу. Первая мысль - повышать уровень этого самого общества en masse, хотя бы за пределы первого уровня этой чортовой пирамиды. Ничего, в принципе, нового - всеобщий ликбез на более высоком уровне, что ли.

Что касается Хаббла - уж извини, я бы его променял на хоть какой-то прогресс в конструкционных материалах. Ибо НУЖНЕЕ.

А почему бы и нет? Новые материалы много где пригодятся, в том числе, и в космонавтике. Здесь вопрос приоритетов, но не принципа.
14.05.2010 в 23:52

Манул Шрёдингера
inquisitor, да, главное-то, что и колбасу хорошую ныне трудно найти. Зато упаковок - тыща видов. Говно в них фасуют из одного экструдера, но ведь не это главное, правда? *irony mode off*

Расширение первого уровня пирамиды чисто иллюзорное. Если бы оно расширялось для всех. Так ведь лишь для избранных...

Не совсем. В "низах" оно тоже ползёт, за счёт расширения ассортимента модных айфонов, скажем так.
15.05.2010 в 00:06

Невозможно? Нет такого слова!
RBS_Vader В "низах" оно тоже ползёт, за счёт расширения ассортимента модных айфонов, скажем так.
Заметь сразу два следствия из твоих слов:

1. Все в курсе про иллюзорность выбора, включая айфоны
2. Ты как-то быстро поделил общество.
15.05.2010 в 00:23

Манул Шрёдингера
Big Lynx, я совсем уж упрощённо, каюсь, есть такой грешок. Ясен пень, что на самом деле всё на порядки сложнее.
С иллюзорностью выбора вообще чорт его знает... только стратегия "статусности" явно работает. А сама техника бытовая всё хуже и хуже становится - не в плане "модности, стильности, актуальности, свистелок, перделок и синей подсветки" - этого-то добра навалом, а хоть в плане качества сборки, хоть в плане долговечности.
15.05.2010 в 00:43

Рыцарь со страхом и упрёком. // NULLA DIES SINE DIEI IRAE // N'Ayez pas peur de soufrir le futur nous attend. // Утка подгорает!
А сама техника бытовая всё хуже и хуже становится
Точно. Сам давно заметил и мучаюсь. Импортные бренды раньше надёжнее были. Хотя есть объяснение - если техника не ломается, происходит насыщение рынка. А новые продукты как втюхивать?
15.05.2010 в 01:12

Манул Шрёдингера
inquisitor, а зачем, зачем их втюхивать? Меня, например, вполне устраивает холодильник, который работает 15 лет! Про старую аудиотехнику я молчу, сам искал усилитель и акустику не в стиле Dorogo & Glupo, а чтобы звучало.
15.05.2010 в 15:13

С LHC, HST, ITER и прочей "высокой наукой", продвигаемой экспериментально, есть одна тонкость: никто и никогда не может предугадать, чем конкретно оно окажется выгодно, что именно продвинет, какую иную пользу принесёт. Может быть, выгода будет не прямой, а косвенной, типа пробуждения интереса к науке и технике у людей, которые до этого момента не могли определиться, не вдохновившись. Заранее определить невозможно (иначе было бы слишком всё просто - набросал План на следующие сто тыщ лет и живи по написанному)
15.05.2010 в 15:15

банальный классический пример: появление WWW.

Ведь именно в CERN странный чудик со странным именем занимался странным, никому не нужным, делом. А потом бабах!...
16.05.2010 в 20:11

Невозможно? Нет такого слова!
tangaroa Это досужие размышления. По уровню примерно там же, где и стрельба из лука по невестам.