Рус, давай план!

Эта история случилась в Сталинграде во время уличных боёв в самом пекле, накануне двадцатых чисел ноября.

138 стрелковая дивизия к уже несколько дней с огромным трудом удерживала свои позиции. Боеприпасы и продовольствие на исходе. В то же время командованию было известно, что готовится мощный контрудар, и со дня на день у соседей начнётся наступление. В этой обстановке, любые, даже самые малые сведения о фашистах были очень ценны.

И вот внезапно солдаты заметили странное поведение противника. Каждый день утром и поздним вечером, во время короткого затишья примерно в одно и то же время суток из немецкой траншеи высовывался гитлеровец и надсадно кричал:

- Рус, давай план!

После чего снова скрывался. Когда немец появился в пятый раз, стало ясно, что всё это имеет какой-то смысл. Немец кричал громко и в последнее время, казалось, даже вопросительно, явно ожидая ответа:

- Рус, давай план! Давай план?!

Возможно, он хотел сообщить, рассказать, передать или наоборот получить что-то очень важное. Возможно, это касалось плана предстоящего наступления. Отвечать ему, и тем более давать какой-то план, никто не спешил, но что с ним делать, тоже не вполне было ясно.

Тогда известному своей ловкостью и быстротой сержанту Хайрулину поручили выяснить обстановку.

- Сейчас разберёмся, какой у него план, - хитро улыбнулся Хайрулин.

С позднего вечера сержант залёг в двадцати метрах перед линией наших окопов на ничьей земле, прихватив с собой аркан. Когда странный немец в очередной раз внезапно поднялся и громко потребовал план, Хайрулин быстро накинул петлю и дёрнул его из окопа. Однополчане прикрыли сержанта огнём, и языка удалось невредимым дотащить до нашей траншеи.

На допросе пленный показал, что несколько дней назад офицер назначил его ответственным за поддержание боевого духа на позиции и одновременно за деморализацию противника, которого немцы за эти два дня расчитывали дожать окончательно. Конечно, ни пластинок, ни громкоговорителей не было. Не те были условия. Но приказ солдат выполнял точно.

Несколько дней он громко призывал противника сдаваться в плен.
А наступление, как известно, началось по плану. Хотя и немного в другом месте.


Возгласом: "Рус, давай план!" можно отныне приветствовать особенно забористые и сильно творческие рассуждения на тему военной истории. По смыслу может означать и требование познакомить с источником и логикой рассуждений, и бурное одобрение с просьбой поделиться той травой, которую автор курил при формулировании мыслей.